Главная » Архив материалов
Саратовская гармоника в музее В.И. Чапаева в Чебоксарах.
В российской истории есть еще одна легендарная личность, очень любившая саратовскую гармонику – это Василий Иванович Чапаев. К сожалению, не сохранилось никаких прямых доказательств (фотографий или документов), однако, вот что писал Д.А. Фурманов в романе «Чапаев»: «Едва умолкли последние слова последнего оратора, - еще, казалось, стояли они в воздухе и все ждали следующих, других слов, - как грянула гармошка. Откуда он, гармонист, когда взгромоздился на эстраду - никто не заметил, но действовал он, бесспорно, по чьей-то невидимо-неслышимой команде. И что же грянул? Камаринского... Да такого разудалого, что ноги затряслись от плясового зуда... Чапаев выскочил молодчиком на самую середину эстрады и пошел и пошел... Сначала лебедем, с изгибом, вкруговую. Потом впритопку на каблуках, чечеткой... А когда в неистовом порыве загикала, закричала и захлопала сочувственно тысячеголовая толпа, левой рукой подхватил свою чудесную серебряную шашку и отхватывал вприсядку - только шпоры зазвенели, да шапка сорвалась набекрень».
Служил тогда в Чапаевской дивизии знаменитый саратовский гармонист – Семен Павлович Портнов. Как потом рассказывал сам Семен Павлович – он практически никогда не разлучался с любимым инструментом. И, возможно, именно о нем писал Д.А. Фурманов в своем романе. В музее В.И. Чапаева в Чебоксарах и сейчас можно увидеть саратовскую гармонику, под которую пел и плясал легендарный комдив (см. фото).
Именно С.П. Портнов создал в 1945 году первый в нашем городе ансамбль саратовских гармоник («Волжскую польку» и «Саратовские переборы» в исполнении С.П. Портнова вы можете услышать на сайте www.sargarmonika.3dn.ru). Из участников этого ансамбля выросли настоящие профессионалы - легенды исполнительского искусства на саратовской гармонике.
Одним из таких талантливых учеников С.П. Портнова был Станислав Николаевич Попов. Родился Станислав Николаевич 1 июля 1937 года в Саратове. Его мать работала на трикотажной фабрике и участвовала в хоре художественной самодеятельности. С детских лет Станислав Николаевич полюбил народную песню и мечтал научиться играть на саратовской гармонике. В 1955 году в возрасте 18 лет он поступил в гармонный цех саратовской фабрики музыкальных инструментов и попал к уникальному мастеру – Текучеву Петру Федоровичу. Там он получил специальность мастера по наклепке и настройке голосовых планок саратовской гармоники. Так саратовская гармоника стала любимым делом, которому Станислав Николаевич отдал всю свою жизнь. По предложению своего наставника и учителя – С.П.Портнова в городском дворце пионеров и школьников 1 апреля 1960 года Станислав Николаевич организовал ансамбль саратовских гармоник «Колокольчик».
|
Огромную популярность приобрела Саратовская гармоника благодаря творчеству Лидии Андреевне Руслановой. Русланова родилась 14 (27) октября 1900 года в селе Чернавка Саратовской губернии (настоящее ее имя было Агафья Лейкина). Отец её погиб в Русско-японскую войну, мать умерла, когда девочке едва исполнилось шесть лет.
Именно на саратовской земле получила Лидия Андреевна первые уроки исполнительского мастерства. Здесь впервые услышала, полюбила и пронесла через всю свою жизнь и творчество саратовскую гармонику. В сиротском приюте Саратова ее оформили как Русланову Лидию Андреевна. Окончила 3 класса церковно-приходской школы, пела в церковном хоре. С 14 лет работала на мебельной фабрике. Лидия Русланова брала уроки пения у артиста и педагога Михаила Медведева преподававшего в Саратовской консерватории.
Свою концертную деятельность Русланова начала в 1917 году. В годы гражданской войны она выступала перед красноармейцами и исполняла русские народные песни. Вот что писал Федор Иванович Шаляпин в эмиграции: "Вчера вечером слушал радио, поймал Москву, пела русская баба, пела по-нашему, по-волжскому (Шаляпин родился в Казани – прим А.Г.). И голос сам деревенский. Песня окончилась, и только тогда заметил, что реву белугой. И вдруг рванула озорная саратовская гармошка, и понеслись саратовские припевки. Все детство передо мной встало. Объявили, что исполняла Лидия Русланова. Кто она? Крестьянка, наверно. Талантливая, уж очень правдиво пела".
В 1921 году Лидия Андреевна переехала в Москву. Как профессиональная певица она дебютировала в Ростове-на-Дону в 1923 году на эстраде Летнего сада бывшего Коммерческого клуба. Еще через два года она становится солисткой театрального бюро Центрального дома Красной армии. И везде ее сопровождает саратовская гармоника.
Сказать, что Лидия Русланова была популярна и известна, — значит, ничего не сказать. Не было дня, чтобы по радио не передавали ее песни, а ведь тогда радио слушали все. Уникальный голос Руслановой хорошо сливался с голосом саратовской гармошки. И высокое мастерство, которым славился аккомпаниатор - гармошечник певицы Максаков, пришло именно благодаря их многолетнему совместному творчеству. Дуэт саратовской гармошки Максакова и голоса Руслановой тогда знала вся страна.
Под саратовскую гармонику Лидия Андреевна выступала на фронтах Финской и Великой Отечественной войны в составе фронтовых бригад, которые обслуживали передовые позиции. Вместе с Руслановой саратовская гармоника, как солдат, прошла поля боевых сражений, и дошла до Берлина, до рейхстага. И там, 2 мая 1945 года, на его ступеньках, Лидия Андреевна, под аккомпанемент любимого инструмента пела на концерте для победителей.
|
«Сохраним народный символ земли Саратовской».
28 ноября 2008 г. в музее Н.Г. Чернышевского открывается литературно – музыкальный цикл «Озорная голосистая гармонь саратовская». Цикл открывает Лауреат V Московского международного фестиваля «Гармоника – душа России» ансамбль «Саратовская гармоника». Музыканты не только показали всем свое виртуозное искусство игры на саратовской гармонике, но и рассказали об истории уникального инструмента, показали, в чем сложность игры на ней.
В 2008 году саратовская гармоника стала народным символом Саратовской области, победив в акции "Гордись, Саратов!", которую проводил телеканал ТНТ –Саратов. В течение 2 месяцев саратовцы в прямом эфире выбирали свой символ. Более 400 000 голосов было отдано за то, что близко сердцу на Саратовской земле. В результате голоса распределились следующим образом: 43,6% - Саратовская гармошка, 31,7% - Консерватория, 24,7% - Энгельсская авиадивизия.
В благодарность за поддержку саратовские гармонисты подготовили и разместили на своем сайте www.sargarmonika.3dn.ru уникальный фонологический архив «Саратовские переборы», где можно услышать, как звучали знаменитые на весь мир Саратовские переборы в начале XX века.
22 мая 2009 года состоится фестиваль «Озорная голосистая гармонь саратовская», посвященный празднику славянской письменности и культуры в честь создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. В рамках фестиваля пройдет выставка саратовской гармоники.
К сожалению, саратовская гармоника больше не производится. Цех, где ее изготавливали, закрыт и приватизирован. Однако музыканты ансамбля «Саратовская гармоника» обещали, что приложат все силы, чтобы возродить производство и постараются изготовить хотя бы одну саратовскую гармошку к 22 мая.
|
Развитию саратовской гармоники способствовала и общая активизация музыкальной жизни в Саратове в 70-х годах. В Саратове в эти годы организуется отделение Русского музыкального общества. При нем открываются музыкальные классы, проводятся оперные сезоны, налаживается регулярная концертная жизнь. Толчок этому дало открытие в 1871 г. железнодорожного сообщения между Саратовом и Москвой.
Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной (окрашивался и покрывался лаком), а на заказных инструментах обклеивался шпоном в виде набора из разных пород дерева; плоскости украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок — вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения. Корпусы для лучших заказных гармоник изготовлялись кустарями-мебельщиками (например, в известной мебельной мастерской В. В. Мельникова).
Первый «гармонных дел мастер» - Николай Геннадьевич Корелин все старания направил на улучшение инструментов: голосовые планки стал делать из листовой меди, голоса — из стали. Работал он только на заказ. Первыми заказчиками были любители-гармонисты города и окрестных сел, солдаты, приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Ему заказывали инструменты и цирковые артисты братья Дуровы: для них Корелин делал маленькие, карманные гармоники (типа «черепашек»).
В мастерской Корелину помогали подмастерье и ученики, но основную работу он делал сам. Попасть к Николаю Геннадьевичу в ученики стремились многие; он отбирал тех, которые имели музыкальные данные, считая, что это главное для гармонного мастера. Изделия Корелина, как и других саратовских мастеров – его учеников, служили много лет без ремонта. И сегодня можно встретить их гармоники, сделанные в конце 19 века, в отличном состоянии. Ученики Корелина - Дмитрий Жарков, Хрисан Артемьев и другие имели личные штампы, которые они ставили внутри и снаружи инструментов.
В 1903 году Дмитрий Жарков сопровождал своей игрой пьесу М. Горького «На дне», которая ставилась в Саратове для тесного круга лиц в присутствии самого автора.
|
«Люблю саратовскую гармонь по-настоящему, от всей души! А вот за что и почему не знаю. Захватывает и пьянит, всего берет гармонь, особенно когда заходит в живых искусных руках. Не случайно в народе прозвали ее саратовским соловьем, и говорят, что голос ее больного подымет, мертвого оживит».
Алексей Толстой
Саратовская гармоника... Ее знаменитый серебряный перезвон покорил сердца всех народов, населяющих берега нашей матушки Волги! В Европе, Америке и Азии ей бурно рукоплескали благодарные слушатели. И сейчас Саратовская гармоника была признана народным символом Саратовской области 2008 года.
Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Точной даты, к сожалению, мы не знаем. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».
В 1870-х годах на улице Никольская (ныне – Радищева) открыл свою мастерскую знаменитый гармонный мастер Николай Геннадьевич Корелин (1851-1918). Его инструменты были настолько уникальны в звучании, что Корелина стали называть «Страдивари Саратовской гармоники». Вскоре, рядом на Никольской улице, открыли свои мастерские по производству саратовской гармоники Д. Жарков, Г. Гвоздев, А. Емельянов, а через улицу Гоголя, ближе к Глебучеву оврагу, открылась мастерская С. Борисова.
18 августа 1879 года Корелин первым среди гармонных мастеров получил «свидетельство на звание ремесленника Саратовской ремесленной управы». В этом первом свидетельстве в грифе «какое мастерство» писарем было записано: «гармоничное» (в последующих — гармонное). В том же году получил свидетельство С. Е. Егоров, затем (1883) И. П. Сахаров и Е. В. Васильев. Свидетельство давало право на устройство мастерской. Для получения его нужно было сдать соответствующий экзамен в Саратовской ремесленной управе (теоретический и практический).
|
И какому талантливому озорнику пришла в голову идея снабдить Саратовскую гармонику задорными колокольцами? Ну а как же можно было обойтись без них! Ведь Саратовская гармоника совсем не способна грустить, ее конструкция позволяет играть, в основном, веселую, плясовую музыку. Возможно поэтому она становится такой любимой и популярной в народе. Саратовскую гармонику достаточно услышать один раз — и ее уже не спутаешь ни с какой другой. И вот не прошло и 10 лет с момента ее рождения (для музыкального инструмента это просто детский возраст), а в 80-х годах 19 века в Саратовской губернии уже невозможно было представить ни одного праздника без звонких переливов Саратовской гармоники. Работают несколько гармонных мастерских, более сорока кустарей-гармошечников. Наши мастера высылал гармоники в волжские города, на юг России, в Сибирь, на Дальний Восток. Саратовская гармоника становится любимым инструментом татарского, калмыцкого и многих других народов России…
Несмотря на то, что гармоника стоила дорого, ее считали за честь иметь в каждой саратовской семье. В конце 19 века в Саратове сложилась уникальная традиция. Жители Саратова, в основном рабочие мастерских и заводов, в воскресные и праздничные дни под звонкие переливы сотен саратовских гармоник стекались с разных концов города к саратовской набережной, а затем выезжали на лодках на острова. По свидетельству очевидцев, это была необыкновенно красочная картина. На Зеленом острове собирались группы нарядно одетых людей. Особенно выделялись колоритные фигуры гармонистов в русских поддевках темно-зеленого или темно-малинового цвета, лаковых сапогах и с начищенной до блеска саратовской гармоникой в руках. И вот по затону, да и по всему бескрайнему простору волжской глади начинал звенеть разноголосый хор саратовских гармоник с перезвоном колокольчиков и с припевками.
На большой лужайке Зеленого острова бывало особенно многолюдно: здесь устраивалось что-то вроде народных конкурсов — кто лучше сыграет на гармонике или спляшет под ее аккомпанемент. Разнообразие вариантов исполнения знаменитых саратовских частушек («переборов») определяло мастерство гармониста. Талантливые народные музыканты, которые могли играть свой репертуар несколько часов, ни разу не повторяясь.
А как незабываемо выглядели свадебные торжества под саратовскую гармонику. Существовали даже специальные свадебные саратовские переборы, которые готовились всеми участниками свадьбы несколько месяцев. В результате вся свадьба выглядела как уникальное действо, где главными участниками были жених, невеста и саратовская гармоника…
Саратовская гармоника и сейчас предлагает в стиле исконных саратовских традиций проведение профессиональных и корпоративных праздников, свадьбы, юбилеи, презентации, лазерное шоу... Саратовская гармоника предлагает также рекламные кампании, шоу программы, эксклюзивные сценарии, профессиональных ведущиих, звуковую аппаратуру и многое другое...
|
От всей души поздравляем всех любителей саратовской гармоники и всех саратовцев с победой!
4 сентября 2008 года на Театральной площади Саратова телеканал ТНТ -Саратов подвел итоги акции "Гордись, Саратов!". В течение 2 месяцев саратовцы в прямом эфире выбирали свой символ. Почти 400 000 голосов было отдано за то, что близко людскому сердцу на Саратовской земле. В результате голоса распределились следующим образом:
43,6% - Саратовская гармошка,
31,7% - Консерватория,
24,7% - Энгельсская авиадивизия.
Спасибо всем, кто помогал, переживал за саратовскую гармошку. Мы вас не подведем!
|
Саратовская гармоника… Что ты вытворяешь в душе русского человека? Да только ли русского, ты покорила сердца всех народов, населяющих берега нашей матушки Волги! Ты замахнулась на Европу, Америку и Азию и там тебе бурно рукоплескали благодарные слушатели. Под твой задорный, мелодичный перезвон пели и плясали болгары и венгры, американцы и англичане, французы и канадцы, китайцы и японцы. И сейчас ты не умираешь, ты просто не можешь умереть! Ведь ты остаешься в сердцах тысяч людей, однажды тебя услышавших и полюбивших на всю жизнь!
В нашем архиве записаны знаменитые саратовские переборы в исполнении лучших гармонистов разных поколений. Каждый гармонист играет саратовские переборы по-своему, у каждого своя исполнительская манера и мастерство. Но всех их объединяет покоряющая широта волжских просторов, задор и молодецкая удаль исполнителей. Записи были сделаны в разные годы и разными поклонниками голосистой и певучей гармоники. Все записи любительские, но это насколько не умоляет их ценности и музыкальной прелести.
|
Саратовская гармоника лидирует в рейтинге опроса на звание символа Саратова. Напомним, что акция проводится каналом ТНТ - Саратов в рамках акции "Гордись, Саратов". С 22 августа Саратовская гармошка уверенно обогнала Консерватерию и держится на превом месте до настоящего времени. Пожелаем ей успехов!
| |
|
Четверг 05.12.2024 13:36 |
Календарь новостей |
« Декабрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
Друзья сайта |
|
|
|