«Люблю саратовскую гармонь по-настоящему, от всей души! А вот за что и почему не знаю. Захватывает и пьянит, всего берет гармонь, особенно когда заходит в живых искусных руках. Не случайно в народе прозвали ее саратовским соловьем, и говорят, что голос ее больного подымет, мертвого оживит».
Алексей Толстой
Саратовская гармоника... Ее знаменитый серебряный перезвон покорил сердца всех народов, населяющих берега нашей матушки Волги! В Европе, Америке и Азии ей бурно рукоплескали благодарные слушатели. И сейчас Саратовская гармоника была признана народным символом Саратовской области 2008 года.
Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Точной даты, к сожалению, мы не знаем. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».
В 1870-х годах на улице Никольская (ныне – Радищева) открыл свою мастерскую знаменитый гармонный мастер Николай Геннадьевич Корелин (1851-1918). Его инструменты были настолько уникальны в звучании, что Корелина стали называть «Страдивари Саратовской гармоники». Вскоре, рядом на Никольской улице, открыли свои мастерские по производству саратовской гармоники Д. Жарков, Г. Гвоздев, А. Емельянов, а через улицу Гоголя, ближе к Глебучеву оврагу, открылась мастерская С. Борисова.
18 августа 1879 года Корелин первым среди гармонных мастеров получил «свидетельство на звание ремесленника Саратовской ремесленной управы». В этом первом свидетельстве в грифе «какое мастерство» писарем было записано: «гармоничное» (в последующих — гармонное). В том же году получил свидетельство С. Е. Егоров, затем (1883) И. П. Сахаров и Е. В. Васильев. Свидетельство давало право на устройство мастерской. Для получения его нужно было сдать соответствующий экзамен в Саратовской ремесленной управе (теоретический и практический).
|