19.09.2008 10:43
В Саратове отметили 88-летие основания музея-усадьбы Николая Чернышевского. По обыкновению мероприятие было многоплановым и разнообразным.
Его формат включал в себя участие школьников и учеников ПТУ из районов области, которые с интересом узнавали от музейных сотрудников подробности о жизни и творчестве нашего выдающегося земляка, играли в старинные детские игры и знакомились с экспонатами однодневной выставки, рассказывающей об основании музея-усадьбы. Чуть позже воспитанники музыкальных школ Саратова выступили перед собравшейся публикой со своей культурной программой, исполняя песни, а также перед собравшимися выступила саратовская поэтесса Елена Белицкая. Надо отметить, что в музее разработан целый комплекс занятий для детей, в том числе игровых, которые на данный момент весьма востребованы ребятишками.
– К сожалению, в наше время наследие Чернышевского изучают только специалисты, – рассказали сотрудники музея-усадьбы. – Из школьной программы его произведения были вычеркнуты, поэтому мы пытаемся актуализировать творчество Николая Гавриловича через выставочную и культурно-образовательную ветви. Это и лекции с экскурсиями, и различные выездные культурные программы в детские сады, летние лагеря и школы, и творческие занятия путём представления перфомансов и иных арт-объектов современного искусства. Надеемся, что такими «необычностями» мы постараемся заинтересовать юное поколение идеями Чернышевского. К примеру, сегодня многие дети, буквально впервые узнав о жизни и деятельности нашего земляка, заинтересовались его творчеством и даже стали спрашивать у своих педагогов книгу «Что делать?»! Для нас это праздник.
Одним из самых ярких и интересных событий в рамках празднования стала инсталляция энгельсских художников Сергея Дворникова и Алексея Васильева.
Арт-объект представлял из себя памятник саратовской гармошке: музыкальный инструмент венчала кукла с «пробитой» головой, а рядом фигурка с цветком вместо головы.
Когда Дворников демонстрировал свою инсталляцию перед публикой, он объяснил и её концептуальную составляющую:
– Саратовская гармошка избрана жителями областного центра символом города, но, к сожалению, выпуск её приостановлен. Поэтому кукла с дыркой в черепушке – это мёртвый гармонист, а человечек с цветком в шее – надежда на то, что производство «символа» Столицы Поволжья возродится.
Затем Дворников и Васильев показали посетителям перформанс «Что делать?», заключающийся в нанизывании на голову сидящего на стуле художника портретов российских царей – Александра I, Александра II и Александра III. После этого на стул был водружён портрет политкаторжанина времён царской России – Николая Чернышевского.
– За то, что он написал книгу «Что делать», пришлось сидеть долго и скучно, – комментировал Алексей Васильев своего рода антимонархическое и демократическое действо.
Акция авангардных художников, собственно, и стала той самой «необычностью», о которой говорили сотрудники музея, более всего заинтересовав детей. Хочется надеяться, что всерьёз и надолго…