Саратовская гармоника


 Пресса о "Саратовской гармонике"
Главная » Статьи » Статьи о Саратовской гармонике

Веселые переборы на грустной ноте

Владимир ЕФИМОВ

28 ноября концертом в музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского ансамбль «Саратовская гармоника», лауреат пятого Московского международного фестиваля «Гармоника – душа России», открыл литературно-музыкальный цикл «Озорная голосистая гармонь саратовская».

Как известно, недавно, благодаря 180 тысячам голосов, саратовская гармонь победила в акции «Гордись, Саратов!», став народным символом области.

Цикл организован в рамках проекта «Сохраним народный символ земли Саратовской», проводимого в музее под эгидой возрождения этого замечательного и снискавшего народную любовь звонкоголосого, с колокольчиками, инструмента.

Сейчас, когда помещение, где до последнего времени единственный мастер изготавливал всего по одной гармошке ежегодно, закрыто и передано в частные руки, начинаемая музеем и общественностью борьба за сохранение гармошки принимает новые обороты. С помощью подобного цикла работники музея и руководство единственного сохранившегося ансамбля «Саратовская гармоника» желают привлечь внимание первых лиц региона уже не к проблеме защиты ее тихо умиравшего в последние годы символа, а к возрождению начатого в Саратове полтора столетия назад и поставленного на широкую ногу производства гармошки обязательно при государственной поддержке, без которой просто невозможно говорить о будущем народного инструмента.

Как заявил директор ансамбля «Саратовская гармоника» и ведущий цикла Антон Глущенко, спасая гармошку, мы сохраним к ней любовь всей страны и память о создававших ее замечательных мастерах. Их мало кому известные сейчас имена в пору расцвета небывалой популярности звонкоголосой в середине девятнадцатого века, когда производство только налаживалось, были на слуху не только у каждого обладателя гармошки и исполнителя веселых переборов, но и ее слушателей, которые, как свидетельствует история, по выходным и праздничным дням собирались на Зеленом острове и устраивали большие концерты и конкурсы исполнителей.

Несмотря на высокую стоимость, гармошку считали за честь иметь в своем доме. Сейчас не известно, кому первому пришла в голову замечательная мысль снабдить обыкновенную гармошку звонкими колокольчиками, но история сохранила имена организовавших в самом центре Саратова, на улице Никольской (Радищева) и позже в других местах города, мастерские по выпуску гармошки: они были названы на концерте – Артемьев, Карелин, Гвоздев, Борисов, Емельянов, Егоров, Сахаров, Васильев, Удалов… Это было отнюдь не поставленное на поток и по одной технологии оптовое производство – каждая гармошка становилась поистине любовным творением мастера, в которое он вкладывал умение и душу.

В 1929 году все местные творцы гармошки объединились в артель по ее производству, а позже она преобразовалась в специальную фабрику, долгие десятилетия работавшую с полной нагрузкой, поскольку потребность в звонкоголосой была высокой: только в нашей области существовало несколько широко известных в стране и за рубежом коллективов саратовских гармоник. С началом перестройки и в девяностые годы эти ансамбли, основную часть которых составляли юные и молодые исполнители, из-за отсутствия внимания к ним прекратили существование. Последними почили в бозе долгое время стоически державшиеся ансамбли профтехобразования и «Волгари» Дворца культуры «Мир». Чудом сохранившаяся «Саратовская гармоника» тоже испытывала серьезные трудности, собиралась на репетиции в квартирах одного из 12 участников, но после ликвидации цеха по выпуску гармошки их осталось всего четверо.

С уходом последнего мастера, державшего в тайне секреты производства гармошки, стала реальностью окончательная потеря требующих ремонта или профилактики даже фактически раритетных экземпляров народного инструмента. На одном из них, произведении рук Артемьева, до сих пор играет бывший солист ансамбля профтехобразования Евгений Яркин. Вместе с Сергеем Шалимовым на концерте открытия цикла на «бис» он исполнил несколько завораживающих душу старинных произведений: «Саратовские переборы», «Волжскую польку», «Саратовские припевки», «Весною Волга разольется», знаменитую «Барыню» и многие другие.

Выступившие затем два слушателя признались, что на «саратовской» они никогда не играли, только на баяне, но она всегда волновала их души, и высказали пожелание сохранить ее. Музыканты ансамбля пообещали приложить все силы, чтобы возродить утраченное производство и выпустить хотя бы одну гармошку к фестивалю «Озорная голосистая гармонь саратовская» в честь праздника славянской письменности и культуры, который пройдет 22 мая 2009 года, и открытию выставки саратовской гармоники.



Источник: http://www.bogatej.ru/bogatej/index.php?chamber=main&art_id=10&article=8122008130908&oldnumber=467
Категория: Статьи о Саратовской гармонике | Добавил: sargarmonika (26.02.2009) | Автор: Владимир Ефимов
Просмотров: 1141 | Рейтинг: 5.0/1 |
Пятница
22.09.2017
14:49
Категории каталога
Статьи о Саратовской гармонике [12]
Форма входа
Наш опрос
Может ли народная музыка звучать под "фанеру"?
Всего ответов: 24
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017